Google+
Класс!
Share
Мариупольское отделение Украинской Федерации Йоги Мариупольское отделение Украинской Федерации Йоги

Итак, друзья, как Вы уже догадались, мы практикуем Йогу. Однако Йога – это не только «заворачивание» тела в необычные позы (хотя практика асан играет в ней значительную роль). Йога представляет собой сложную многогранную эзотерическую систему, в которой сплелись воедино физические нагрузки и психотерапия, медицина и философия.

Мариупольское отделение Украинской Федерации Йоги Мариупольское отделение Украинской Федерации Йоги

Меню

Новости

Мариупольское отделение Украинской Федерации Йоги
22.12.2015 | Блог по Йога-сутрам Патанджали.

 Блог yogasutra-comment.blogspot.com президента Украинской Федерации Йоги, Андрея Григорьевича Сафронова помогает современному практику избежать ошибок, вызванных неточностью перевода, религиозными и философскими спекуляциями, а также искажениями и домыслами, привнесенными в оригинальный текст массовой культурой, давая возможность осознанного использования текста Йога Сутры для задач духовной практики.

"Будучи профессиональным психологом по призванию и образованию, специалистом по психопрактикам по направлению исследований, физиком по способу мышления и практикующим мистиком по духу, я намерен восполнить сложившийся пробел, и попытаться дать комментарий к труду Патанджали, который опирался бы на язык современной психологии, понимание иных, кроме Йоги, мистических, оккультных и эзотерических систем и Традиций и на реальную практику Йоги".

А.Г. Сафронов

 
Основные статьи блога 

"Йога Сутра: комментарий современного практика"

"НАМАСТЭ! Приветствую читателей, рискнувших взяться за это непростое чтение. Мысленно приветствую также Учителя Патанжали, всех Мастеров и Учителей Йоги и выражаю им свое почтение; знатоков, уже рискнувших дать свои комментарии к этому непростому тексту, всех ищущих и желающих постигать"!

 

 "Йога Сутра является гениальным произведением, как по лаконичности написания, так и по количеству принципиально новых в истории эзотерики идей. При этом вокруг Йога Сутры существует огромное количество мифов, распространяемых, конечно, малосведущими людьми, но от этого не менее вредных. Поэтому я начну с развенчания этих мифов". 

 

 "Список литературы".

 

 "Переводить тексты с древних языков сложно, а переводить тексты, описывающие психологический и мистический опыт – сложно вдвойне. Прежде всего, в силу специфики описываемого объекта". 

 

 "Ловушка религиозности, ловушка дешевого мистицизма, ловушка философских спекуляций, ловушка мифологических клише - мы сможем проанализировать и достоверно понять этот великий текст, лишь если  не попадемся ни в одну из вышеперечисленных ловушек".  
 

"Не только современный читатель рискует попасть в ту или иную ловушку".

 

"Буду признателен, если вы дадите ссылку на английскую версию блога yoga-sutra-comment-eng.blogspot.com на Ваших английских ресурсах".  

 

"Йога сутра построена предельно органично. Никакую из глав произведения нельзя выбросить без ущерба для произведения в целом, поскольку они связаны не только последовательностью изложения, но и большим количеством перекрёстных ссылок". 

 

"Я привел эту историю для того, чтобы пояснить смысл этого блога. Я не хочу создавать еще один схоластический комментарий к Йога сутре – их и так много. Моя цель – сделать ее смысл понятным для современного человека".

 

"Я решил  обсудить имеющиеся варианты в фундаментальном аспекте, влияющем на все прочее повествование – в определениях Йоги".  

 

"Данная строфа Йога сутры имеет концептуальное значение для всего последующего понимания текста, да и практики йоги вообще, поэтому я решил уделить ей не одну, а несколько (на данный момент мне кажется, что три :), не считая уже написанного) статьи. В первой я попробую дать анализ Патанджалиевского определения йоги, опираясь на сам текст. В двух других – разъяснить суть читта вритти ниродхи на понятных примерах из жизни, практики и других эзотерических систем".

 

"Итак, вернемся к рассуждениям о категории вритти.  Мы закончили на попытке установить, что же общего у перечисленных Патанджали категорий названных им вритти,  и для чего нужна была фраза о том что вритти бывают клешевые и не-клешивые".

 

"Лена Пихуля, любезно помогающая мне с переводом блога на английский язык, прислала письмо, из которого явственно следует, что даже перевод с английского на русский иногда перекручивает смысл классического  текста. Привожу текст письма".

 

"Хотя переводы слова ниродха и похожи, внешне нетрудно заметить, что они сильно отличаются по эмоциональному наполнению. От эмоционального наполнения этого слова зависит все эмоциональное наполнение всей последующей практики, а следовательно – и ее суть".

 

"Еще письмо от Лены Пихули".

 

"К теме «обуздания» в разных эзотерических  психопрактиках мне вспомнилось одно даосское стихотворение, повествующее о даосском «просветлении», которое я услышал еще на  заре моей практики йоги, в период увлечения Китайской культурой и техниками. Много лет оно меня вдохновляло".

 

"Проблема эмоционального наполнения практики тесно переплетена с другой проблемой, которая уже носит глубоко философский характер, но не перестаёт при этом быть актуальной с чисто практической  точки зрения. Я имею в виду проблему мотивации". 

 

"Интересно, что разница вариантов ниродхи актуализировалась в классической йоге; так, Шандилья упанишада, которую я считаю соразмерным по значимости с ЙС текстом, указывает..."

 

"Итак, показавшееся на первый взгляд простым для понимания слово ниродха таит в себе еще немало сюрпризов. Разберем еще один вопрос, который, несмотря на кажущуюся неактуальность, стоил в свое время такому великому учению как буддизм раскола, а потом еще многих межшкольных дискуссий". 

 

"Категория «клеша», безусловно, относится к группе слов, которые следует скорее разъяснить, чем перевести. Тем более, что с переводом этой категории ситуация столь же запутана, как и для других ключевых психотехнических терминов".

 

"В предыдущей статье мы обсудили общий взгляд на категорию «клеша». Однако, на мой взгляд две из этих категорий – рага и двеша нуждаются в более пристальном анализе".

 

"В этих строфах Патанджали вводит еще одну фундаментальную для всего эзотерического знания категорию, которую я пока буду называть Внутренним Наблюдателем".

 

"Попробуем понять, какой смысл вкладывал Патанджали в приведенный список вритти и какие практические выводы вытекают из данной концепции". 


"Перейдем к обсуждению двух последних из приведенных Патанджали вритти: смрити и нидра".


"Как уже говорилось выше, праману или «правильное», «достоверное» знание, Патанджали выделил в качестве первой вритти. Однако, бросается в глаза, что, говоря о прамане, в отличие от остальных вритти, автор ЙС дал не только определение, но и перечислил основные положения традиционной  индийской гносеологии.  А именно, перечислил «правильные» источники познания: собственное восприятие, свидетельство авторитетного источника и логическое умозаключение".  


"Мне приятно поделиться с читателями своими переживаниями от посещения Кумбхамелы".

 

 "Следующие 5 строф (1.12-1.16) Патанджали посвятил введению и определению понятий абхьяса и вайрагья, которые, по его мысли, являются методами достижения состояния  читта-врити-ниродхи".


"Первый куплет целиком  и вторая половина третьего куплета посвящены пояснению абхьясы, а второй – особенно первые строчки – вайрагьи". 

 

"После того, как увидел окончание вчерашнего ритуала, которое проводится в Варанаси, понял контекст всего ритуала, глубоко архаичного, вероятно, даже доарийского".

 

"Метод контроля состояний (абхьяса) и метод разотождествления с состояниями (вайрагья) являют собой две взаимосвязанные и дополняющие друг друга ветви на дереве духовных практик.  Однако, я бы сказал, что у Патанджали не хватает третьего метода – метода тотального проживания состояний, который описан в тантре". 


"Строфа 1.16 Йога сутры содержит упоминание категории «гуны», поэтому для ее понимания нам необходимо предварительно разобраться с этой категорией, чем мы и займемся". 

 

"Немного отвлечемся от размышлений о гунах и вернемся к абхьясе и вайрагье. Задумавшись еще раз об этих методах я увидел явную аналогию с функционированием правого и левого лепестков аджна чакры". 

 

"Для целей дальнейшей интерпретации Йога Сутры нам необходимо ознакомиться с различными способами описания психики и содержания психопрактик".

 

"Надеюсь, читатель прочел предыдущую статью, особенно раздел об энергетических (топико-экономических) моделях психики, поскольку нам придется плотно на нее опираться в понимании данного вопроса. Итак, как уже говорилось выше, шлока 1.16 Йога сутры Патанджали связывает практику вайрагьи с категорией гун". 

"Поскольку в следующих строфах Йога сутры Патанджали начинает использовать категорию "самадхи", становится весьма уместным начать разбираться в этом термине".


"Читателю будет легче ориентироваться в теме, если он познакомиться с развернутой теорией измененных состояний сознания: раздел моей третьей монографии «Психопрактики в мистических традициях: от архаики до современности», посвященной данному вопросу. 


"Понимание дхараны сузилось до банального «удерживания в сознании», «удержании мысли» или даже простой визуализации предметов или изображений. Приведу несколько примеров с сайтов, найденных на первой странице Гугла по запросу «дхарана»".  

 

"Моя книга "Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика" в английском варианте теперь доступна в iBookstore".

 

"Пока я проводил семинары, количество посещений этого блога перевалило через рубеж сто тысяч".

 

"Является ли термин самадхи эквивалентным кастанедовской «точке сборки» – очевидным не является, несмотря на похожесть слов. Попробуем разобраться в теме".

 

"Вернемся к тексту Йога сутры. Шлока 1.17 вводит в оборот категорию сампраджня".

 

"Перейдем к анализу строфы 1.18. Переводчики,  (а за ними и комментаторы) довольно сильно расходятся в прочтении этой шлоки. Более того, они вынуждены добавлять слова отсутствующие в изначальном тексте, чтобы он приобрел смысл. Заметьте, как много добавлений в скобках".

 

"Несмотря на кажущуюся простоту шлоки 1.17, она имеет фундаментальное значение в концепции йоги Патанджали и понимании принципов духовного развития в целом. Возможно, по прикладной значимости эта строчка – вторая по важности после определения йоги как читта-вритти-ниродхи".

 

"В 1.17 и 1.18 Патанджали вдруг резко (как может показаться) меняет тему и начинает говорить о категории сампраджня. Однако, если опереться на предложенное в предыдущих постах понимание, то логика и последовательность изложения становятся очевидными. Действительно, вайрагья и сампраджня связаны между собой".


"Слово «медитация» является одним из брендов, который в массовом сознании неразрывно связан с йогой, духовными практиками и развитием человека. И это оправдано, йога без психопрактики – не йога, ведь еще в Хатха йога прадипике сказано: «Все в хатха йоге существует для раджа йоги». Однако, что собственно следует считать медитацией"?

 

"Заметим, что поскольку медитация представляет собой попытку поиска неочевидного ответа на нетривиальный для себя вопрос,  абсолютно необходимым условием ее осуществления является готовность «заглядывать» за свои привычные стереотипы". 

 

Для читателей, которые во множестве статей потеряли генеральную нить и логику разворачивания доктрины Йога сутры, напомню основные точки.

 

"Итак, как хорошо известно, слово «йога» восходит к глагольному корню «йудж», что означает «сопрягать». Вопрос только в том, что с чем сопрягается. У меня появилась достаточно необычная гипотеза".

 

"Каков механизм того, что при осознании сути проблемы меняется эмоциональное отношение к ней (о чем мы говорили в предыдущих постах)? Мне кажется, что ответ имеет смысл опубликовать здесь".

 

 

"Если бы кому-нибудь пришло в голову объявить конкурс на самую неоднозначно понимаемую и запутанную шлоку Йога сутры, то несомненным победителем в нем вышла бы шлока 1.19".



Проект разработан
в студии веб-дизайна Artinet
Contacts Студия Йоги Дмитрия Данилова.
-----------------------------------------
Донецк - Университетская, 95е. Мариуполь - Б. Хмельницкого, 35.
067 624-24-53
Е-mail: danilov.dmitry.an@gmail.com

Партнеры